Подготовка к школе: что должен знать и уметь будущий первоклассник

Подробно об этом рассказала руководитель рязанской арт-студии «ГАММА», педагог дошкольного образования, вальдорф-педагог, лечебный педагог Оксана Панова.

Физическая готовность

Она помогает ребёнку выдерживать учебные нагрузки. Это его ловкость и умения, заметные даже через прыжки на скакалке или участие в дворовых играх. Первый показатель — смена молочных зубов на коренные.

Вот несколько дополнительных признаков:

  1. Филиппинский тест. Ребёнок должен протянуть руку сверху через голову и выпрямленной ладонью накрыть противоположное ухо наполовину или полностью, не наклоняя голову.
  2. Развитая мелкая моторика. Дошкольник уверенно держит ручку. Умеет нанизывать бусинки, брать мелкие предметы указательным и большим пальцами.
  3. Сформированная доминанта. Ребёнок выбрал, в какой руке держит ручку.

Интеллектуальная готовность

В дошкольный период важно сформировать гибкое мышление. Благодаря этому происходит не просто восприятие информации, но и её анализ.

Шесть показателей готовности:

— большой багаж знаний об окружающем мире;
— любознательность;
— мышление через причинно-следственные связи;
— большой словарный запас;
— устойчивое внимание;
— готовность при необходимости назвать свое имя и фамилию, возраст, дату рождения, родителей, город.

Социальная готовность

Этот аспект заключается в умении ребёнка выдерживать коммуникацию со сверстниками, не бояться вступать в диалог с учителем, способности спокойно сказать о своих потребностях. Однако часто дети чувствуют себя зажатыми. Они многое знают и умеют, но, если учитель задаёт ребёнку вопрос при всем классе, он теряется. В результате все знания остаются только внутри него.

Подготовка происходит во время прогулки со сверстниками. Особенно хорошо социальные навыки формируются, когда ребёнок участвует в дворовых играх с правилами. Важное условие: дети в компании должны налаживать связь без вмешательства взрослых.

Эмоциональная готовность

Ребёнок должен владеть способностью выдерживать нагрузки, быть уверенным в себе и в своих силах.

В школе начинается другая жизнь: меняются помещение, люди, требования. Многие впадают в панику, потому что не знают, как действовать. Если эмоциональная сфера страдает, начинаются срывы и истерики. Ребёнку необходимо говорить о своих переживаниях, выражать свои эмоции тем, с кем у него доверительные отношения. Ему важно научиться выдерживать разочарования при неудачах.

Навыки самообслуживания

К шести годам они уже должны быть сформированы. К семи нужно уметь умываться, чистить зубы, тщательно мыть руки с мылом, пользоваться туалетом. Ребёнок должен одеваться сам, в том числе застегивать пуговицы, завязывать шнурки и шапку на узелок и бантик. Следить за своим внешним видом, убирать за собой посуду, выполнять некоторые домашние обязанности, организовывать рабочее место, собирать и убирать свои вещи.

Обучение основам чтения, письма и счёта

Полноценное освоение этих умений начинается с шести лет. До этого времени обучение проходит через игровую форму.

Чтение начинается с семейных традиций. Когда ребёнку рассказывают и читают произведения вслух, у него постепенно просыпается собственный интерес. Благодаря ему появляется желание научиться читать самостоятельно, чтобы узнать содержание.

Письмо — это прежде всего рисунок, а первые «каракули» — зачатки письма. Ребёнку важно рисовать то, что он хочет, без навязывания своих идей. Необходимы любые виды рукоделия, где задействованы пальцы. Развитие мелкой моторики напрямую связано с качеством почерка в будущем.

При поступлении ребёнка в школу ему нужно уметь считать до десяти. К семи годам он свободно этому научится, если счёт будет введён в повседневную жизнь. Например, на прогулке можно считать птиц, а во время игры с куклой посчитать её платья.

Мелкая моторика

Благодаря ей ребёнок приобретает навыки самообслуживания, занимается творчеством, учиться писать, играть, формируется внимание и координация.

К сожалению, родители сами забирают у детей мелкую моторику. Например, когда детская одежда состоит из молний, а не из пуговиц, а вместо шнурков — липучки. В итоге пальцы не работают в достаточной степени.

Для развития подходят массажи рук, пальчиково-жестовые игры, занятия по декоративно-прикладному творчеству.

Формирование позитивного отношения к школе

Оно закладывается в семье, когда родители делятся воспоминаниями о школе. Слыша негатив, ребёнок будет его ожидать, а интерес к учёбе может пропасть. Обучение не должно происходить с чрезмерной строгостью. При сборах в школу лучше совместно с ребёнком выбрать товары, которые ему нравятся.

Некоторую роль играет детский сад или организация, куда он ходит дополнительно. Воспитатель или первый педагог может замотивировать дошкольников, приводя в пример старших детей, которые уже выпустились и успели многому научиться. Если в семье есть дети-школьники, активно используйте этот приём. Объясните младшему ребёнку, что у старшего брата есть привилегии. Например, ему разрешается ходить куда-то без взрослых. Обычно мысль о том, что дошкольник станет «взрослым» привлекательна.

Стоит ли отдавать ребёнка на подготовку в детскую студию

С трех лет ребёнок начинает осознавать свою личность, а для его правильного развития ему необходим социум. Все умения и навыки, о которых говорилось выше, необходимо начинать закладывать с рождения ребёнка. В детской студии они развиваются и закрепляются. В арт-студии «ГАММА» для детей от трёх лет можно подобрать индивидуальную или групповую программу с разносторонними направлениями. Занятия проходят под руководством профессиональных педагогов с большим стажем работы, детям выдаются качественные материалы. У студии имеется лицензия на образование.

В этом году арт-студия запускает комплексную программу по подготовке к школе за год. Приглашаются дети шести лет. Программа будет включать в себя обучение чтению, письму, счёту, окружающему миру и развитию речи. Предусмотрено направление нейропсихологии. Оно включает в себя развитие мелкой моторики и мозга, социальные и подвижные игры.

Не стоит забывать, что готовность ребёнка к школе даётся не по щелчку пальцев. Родителям и педагогам важно обеспечить гармоничное развитие каждого навыка на протяжении первых семи лет жизни будущего школьника. Это поможет ребёнку уверенно вступить в новый этап своей жизни.